Детский сад №1 «Солнышко»

Порядок организации деятельности координатора по инклюзии


                                                     

Приложение к приказу № 90/3 от 29.08.2016 г.  Об утверждении порядка организации деятельности координатора по инклюзии

 

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАТОРА

ПО ИНКЛЮЗИИ

 

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок разработан для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Солнышко» комбинированного вида» (далее –  дошкольная организация) на основанииКонституции РФ, Федерального закона от 29.12.2012г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», УказаПрезидента Российской Федерации от01.06.2012 № 761 «О национальнойстратегии действий в интересах детей на 2012-2017  годы»,  письма Минобрнауки  РФ  от  07.06.2013г.  № ИР-535/07  «О  коррекционном  и инклюзивном  образовании  детей»,   письма  Минобразования  РФ  от 16.04.2001г.  №  29/1524-6  «О  концепции  интегрированного  обучения  лиц  с ограниченными  возможностями  здоровья  (со  специальными образовательными  потребностями)»,  письма  Минобразования  РФ  от 16.01.2002г.  №  03-51-5ин/23-03  «Об  интегрированном  воспитании  и обучении  детей  с  отклонениями  в развитии  в  ДОУ»,  письма  Минобрнауки РФ  от  18.04.2008г.  №  АФ-150/06  «О  создании  условий  для  получения образования  детьми  с  ОВЗ .

1.2. Настоящий Порядок регулирует деятельность координатора по инклюзии.

1.3. Выполнять функции координатора по инклюзии в дошкольной организации может только специалист из числа административного или педагогического персонала, обладающий управленческой культурой, включающей аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты, имеющий высшее педагогическое образование,знает основы специальной психологии и дефектологии (коррекционной педагогики), имеет опыт практической педагогической деятельности, владеет организационными умениями, умениями, связанными с поиском, анализом, отбором и передачей информации, умеет работать с нормативной документацией, обладает высокой личностной и коммуникативной культурой, понимает важность организации координационной работы в области инклюзивного образования не только для коллектива образовательного учреждения, но и для собственного профессионального развития.

1.4. Функции координатора по инклюзии в дошкольной организации может выполнять один специалист, или несколько - когда функции координатора делят между собой несколько специалистов.

1.5.  Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся в соответствии с изменениями в законодательстве, принимаютсяпедагогическим советом, утверждается руководителем дошкольной организации.

  1. Основные понятия положения

Координатор по инклюзии – специалист,обеспечивающий в условиях инклюзивной практики взаимодействие всех субъектов инклюзивного образовательного процесса.

  1. Цель и основные задачи деятельности координатора по инклюзии в дошкольном образовательном учреждении

Основная цель в работе координатора является обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования.

Основные задачи деятельности координатора с точки зрения нормативной компетентностной модели деятельности педагога, дающей общее представление о том, что должно быть сделано для достижения наилучших результатов:

  1. Поддержка деятельности администрации в направлении развития инклюзивной культуры в учреждении, формировании инклюзивных ценностей, философии и идеологии в педагогическом, ученическом и родительском коллективах, «укладности» образовательного учреждения;
  2. Участие в осуществлении инклюзивной политики, определении стратегии и тактики деятельности педагогического коллектива в области инклюзивного образования;
  3. Планирование, реализация и анализ конкретных шагов администрации по развитию инклюзивной практики в образовательном учреждении;
  4. Поддержка инклюзивной практики: организация условий для инновационной деятельности конкретных педагогов – учителей, воспитателей, специалистов психолого-педагогического сопровождения;
  5. Поиск необходимых ресурсов как «внутри» образовательного учреждения, так и «вне» его;
  6. Планирование, реализация и мониторинг конкретных шагов педагогического коллектива по включению «особых» детей в группу сверстников и в образовательный процесс, оценку адаптации и динамики развития;
  7. Координация взаимодействия в междисциплинарной команде специалистов психолого-педагогического сопровождения, в том числе участников психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения;
  8. Регулирование взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, поддержка отношений сотрудничества и взаимопомощи;
  9. Организация взаимодействия с родителями учащихся (воспитанников);
  10. Координация взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами – учреждениями и организациями, связанными в единую систему инклюзивных образовательных учреждений или заинтересованными в развитии идей и поддержке инклюзивного образования.
  11. Компетенция координатора по инклюзии:

Координатор по инклюзии должен знать и понимать:

  1. содержание международных, федеральных, городских и муниципальных законодательных актов, и нормативных документов, касающихся вопросов соблюдения прав ребенка, людей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, образования, инклюзивного образования;
  2. содержание основных образовательных программ дошкольного уровня, содержание программ специальных (вспомогательных) образовательных учреждений разных видов; содержание и программы государственных образовательных стандартов; современные подходы в области совершенствования образования – компетентностный, деятельностный, личностноориентированный, средовой и др.
  3. содержание и формы организации управления и методической (если есть – экспериментальной) работы в образовательном учреждении;
  4. примерное содержание и формы, возможные направления деятельности различных специалистов психолого-педагогического сопровождения (психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога, тьютора), педагогов дополнительного образования, в том числе их функциональные обязанности в образовательном учреждении;
  5. примерное содержание, формы, возможные направления деятельности педагогических работников – воспитателей дошкольных групп, учителей начальных классов и учителей-предметников, воспитателей групп продленного дня в школах, в том числе их функциональные обязанности в образовательном учреждении;
  6. особенности проявлений тех или иных нарушений физического и (или) психического развития у детей различных возрастов, особенности условий образовательной среды, необходимых для успешной адаптации детей с определенными нарушениями в образовательном учреждении;
  7. структуру и алгоритм разработки и оформления документации, сопровождающей включение детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в образовательный процесс, в том числе – индивидуального образовательного маршрута;
  8. структуру и алгоритм оформления документации специалистов психолого-педагогического сопровождения; нормативные документы и локальные акты, регламентирующие деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении;
  9. алгоритм разработки образовательной стратегии в дошкольной организации, мониторинга деятельности педагогического коллектива по направлению «инклюзивное образование»;
  10. возможности современных информационно-коммуникационных технологий, пользоваться ими при поиске необходимой информации, обработке данных мониторинга, организации методической и просветительской работы;
  11. примерное содержание, формы и направления деятельности учреждений и общественных организаций, связанных в единую систему инклюзивных образовательных учреждений или заинтересованных в развитии идей и поддержке инклюзивного образования;
  12. алгоритм осуществления взаимодействия с учреждениями, являющимися «внешними» социальными партнерами дошкольной организации по направлению «инклюзивное образование», в том числе – формы планирования взаимодействия, статистического и содержательного отчета о деятельности дошкольной организации в данном направлении.

Координатор по инклюзии должен уметь:    

  1. проектировать работу педагогического коллектива в области инклюзии, учитывая данные системного анализа состояния дошкольной организации;
  2. выстраивать совместно со специалистами дошкольной организации индивидуальный образовательный маршрут в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ и детей с инвалидностью в зависимости от его актуальных возможностей и потребностей, с учетом запросов его семьи, а также имеющихся в образовательном учреждении «внутренних» и «внешних» ресурсов;
  3. осуществлять мониторинг деятельности специалистов дошкольной организации в области включения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в образовательную среду на основе динамики развития как «особых» детей, так и их «обычных» сверстников;
  4. оформлять необходимую документацию;
  5. координировать взаимодействие между всеми участниками междисциплинарной команды специалистов психолого-педагогического сопровождения, воспитателями, учителями и прочими сотрудниками, в том числе – членов ПМПк дошкольной организации; обоснованно направлять профессиональную деятельность коллег;
  6. устанавливать и координировать взаимодействие педагогического коллектива и родителей, поддерживать отношения доверия и сотрудничества;
  7. координировать взаимодействие администрации и сотрудников дошкольной организации со специалистами из других образовательных учреждений, общественных организаций; грамотно формулировать запрос к «внешним» организациям, планировать совместную деятельность;
  8. эффективно взаимодействовать с администрацией дошкольной организации, другими членами коллектива, родителямивоспитанников, представителями других организаций, включая руководящие органы;
  9. определять приоритеты в работе и эффективно распоряжаться своим временем, особенно в отношении соблюдения баланса между выполнением административных обязанностей, осуществлением основной деятельности (коррекционно-развивающей работой психолога, дефектолога, логопеда) и собственным профессиональным развитием;
  10. использовать в работе современные информационно-коммуникационные технологии.
  11. Основные сферы и технологии деятельности координатора по инклюзии в дошкольной организации

Управленческая деятельность.

 

Этапы включения дошкольной организации в инклюзивную практику

Направления деятельности администрации и педагогического коллектива

Подготовительный

Координатор по инклюзии обсуждает необходимость и возможность включения дошкольной организации в работу по развитию инклюзивного образования с администрацией и коллективом дошкольной организацией. Вместе с администрацией оценивает возможности и дефициты, существующие в образовательном учреждении. Сотрудники дошкольной организации проходят обучение (курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию, включаются в систему повышения профессиональной компетенции - обучающие семинары и т.д.)

Организуется просвещение и подготовка родительского и детского коллектива – родительские собрания, консультации, тренинги для родителей, учащихся.

Формируется междисциплинарная команда специалистов образовательного учреждения, поддерживающих идеи инклюзии, заинтересованных в реализации этих идей в своей профессиональной деятельности.

Осуществляется подготовка материальной базы – установка дополнительных приспособлений для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью (оборудование пандусов, лифтов, туалетов, игровых зон, кабинетов специалистов и т.д.)

Устанавливается сотрудничество с учреждениями, имеющими опыт в инклюзивном образовании, общественными организациями и другими социальными партнерами

Адаптационный

Осуществляется включение в образовательный процесс одного или нескольких детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.

Ведется работа по объединению сотрудников в междисциплинарную команду – тренинги командного взаимодействия, методические объединения.

Взаимодействие координатора с ПМПк дошкольной организацией, в содержание деятельности ПМПк добавляется работа по определению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (индивидуальных программ развития) для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.

Заключаются Договора о сотрудничестве с ТОМПК. Сотрудники дошкольной организации активно включаются в работу по повышению профессиональной компетенции в области обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.

Апробируются имеющиеся или разрабатываются новые организационные и содержательные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в условиях единой образовательной среды

Ведется работа по разработке или апробации имеющейся документации сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью.

Осуществляется оценка и переоценка имеющихся ресурсов в дошкольной организации, поиск дополнительных ресурсов как в самом учреждении, так и вне его.

Ведется работа с родителями и воспитанниками по формированию инклюзивной культуры, взаимопомощи между «особыми» и «обычными» детьми (тренинги, воспитательные мероприятия); специалисты дошкольной организации ведут консультирование родителей.

Полное включение

В образовательном учреждении создаются все условия, способствующие наиболее полной адаптации и социализации «особых» и «обычных» детей.

Администрация дошкольной организации с координатором по инклюзии поддерживает инклюзивную культуру, определяет стратегию развития дошкольной организации в данном направлении.

Педагогический коллектив готов к приему детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, действует междисциплинарная команда специалистов психолого-педагогического сопровождения. Разработаны и используются технологии психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Поддерживается доступная, развивающая образовательная среда.

Ведется активная работа по методическому сопровождению обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей с инвалидностью– разрабатываются и апробируются дидактические материалы, адаптируется содержание образовательных программ, разрабатываются и апробируются инновационные формы, методы, технологии работы педагогов.

Результаты инновационной деятельности коллектива публикуются в печатных и интернет-изданиях.

Коллектив дошкольной организации принимает активное участие в деятельности профессионального сообщества педагогов, реализующих инклюзивную практику, сотрудники обмениваются опытом как в рамках методических объединений в дошкольной организации, так и вне его (участвуя в методических объединениях, мероприятиях, организованных Городским и (или) Окружным ресурсным центром по развитию инклюзивного образования, по собственной инициативе повышают профессиональную компетентность ).

Координатор в качестве члена административной группы принимает активное участие в следующих направлениях деятельности администрации:

  1. Развитие инклюзивной культуры в дошкольной организации, формирование инклюзивных ценностей, философии и идеологии в педагогическом, детском и родительском коллективах, «укладности» дошкольной организации. Координатор помогает заведующему дошкольной организации в обеспечении понимания всеми участниками образовательного процесса необходимости и возможности совместного обучения (воспитания) детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников, проводит разъяснительную работу с педагогами и родителями, если необходимо - организует работу по пониманию инклюзивных ценностей среди воспитанниковдошкольной организации;
  2. осуществление инклюзивной политики, определение стратегии и тактики деятельности педагогического коллектива в области инклюзивного образования, планирование, реализация и анализ конкретных шагов по данному направлению деятельности. Координатор должен стремиться (посредством активного сотрудничества с старшим воспитателем в дошкольной организации) обеспечить одинаковое внимание ко всем детям и эффективное использование имеющихся для этой цели ресурсов;
  3. поддержка развитияинклюзивной практики. Организация условий для инновационной деятельности конкретных педагогов: воспитателей, специалистов психолого-педагогического сопровождения (расписание, методическое и материально-техническое обеспечение), обеспечение междисциплинарного, «командного» подхода в решении вопросов о содержании, формах, методах и приемах обучения, коррекционно-развивающей работы.
  4. Оказаниепрофессиональной поддержки и мотивировании своих коллег, как в плане распространения примеров эффективной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, так и в плане организационных задач. К последним следует отнести:

- поиск необходимых ресурсов как «внутри»дошкольной организации, так и «вне» его;

- мониторинг (оценка), анализ и пересмотр конкретных шагов педагогического коллектива по включению «особых» детей в группу сверстников, в образовательный процесс, их успешной адаптации и развитию, а в конечном итоге – социализации;

 - организация взаимодействия с родителями воспитанников, установление с ними отношений сотрудничества, взаимной поддержки и разделения ответственности в процессе обучения и воспитания их ребенка в дошкольной организации.

Реализуя данные виды деятельности, координатор осуществляет следующие конкретные шаги:

  1. изучает и анализирует законодательные акты и другие нормативные документы различных уровней управления, касающиеся инклюзивного образования, по мере необходимости предоставляет информацию о регламентирующих документах заведующему и педагогическому коллективу дошкольной организации;
  2. собирает информацию о научных исследованиях и научно-методических разработках в области инклюзивного образования, по необходимости предоставляет информацию заведующему и педагогическому коллективу дошкольной организации;
  3. анализирует информацию об имеющемся практическом опыте в области инклюзивного образования – как отечественного, так и зарубежного, по мере необходимости предоставляет информацию заведующему и педагогическому коллективу дошкольной организации;
  4. принимает личное участие, организует различные мероприятия по формированию инклюзивной культуры (педагогические советы, совместные обсуждения, методические объединения, тренинги командного взаимодействия и т.д.);
  5. осуществляет совместное планирование деятельности педагогического коллектива в направлении развития инклюзии в самой дошкольной организации: совместно со старшим воспитателем, педагогическими работниками структурных подразделений составляет сетку занятий, индивидуальный режим посещения дошкольной образовательной организации детьми с ограниченными возможностями здоровья и определяет нагрузку воспитателей, специалистов сопровождения; анализирует рациональность использования рабочего времени сотрудников и имеющейся материальной базы (помещений, пособий, оборудования и т.д.); планирует и организует проведение мероприятий по повышению профессиональной компетентности;
  6. совместно с заведующим дошкольной организации проводит мониторинг деятельности в области развития инклюзивной практики (при этом могут оцениваться качество образовательной среды, динамика развития детей с ОВЗ, детей с инвалидностью и «нормативных» детей, качественные показатели профессиональной компетентности специалистов дошкольной организации и др.);
  7. на основе анализа состояния дел в дошкольной организации совместно с заведующим разрабатывает стратегию дальнейшего развития дошкольной организации;
  8. по запросу администрации или сотрудников дошкольной организации приглашает специалистов из органов управления образования, других образовательных учреждений и общественных организаций для решения актуальных проблем, касающихся психолого-педагогического сопровождения интегративного (инклюзивного) процесса в дошкольной организации;
  9. помогает педагогам в описании опыта практической инновационной деятельности в режиме инклюзивного образования, информирует и помогает участвовать в конкурсах профессионального мастерства различных уровней (окружных, городских, региональных и др.);
  10. по запросу органов управления образования формирует статистические и качественные отчеты о ходе работы по включению детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в образовательный процесс.

Стратегия работы координатора как руководителя по инклюзии.

  1. регулярные совещания руководителя с подчиненными;
  2. открытость в отношениях между руководителями и подчиненными;
  3. вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
  4. делегирование руководителем ряда полномочий своим подчиненным;
  5. участие рядовых работников, как в планировании, так и в осуществлении организационных решений;
  6. создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений;
  7. предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации) разрабатывать те или иные проблемы, формулировать новые идеи и т.п., внося, тем самым, вклад в развитие инновационных процессов.
  8. мотивирование педагогов, в режиме инновационной профессиональной деятельности

6.Психолого-педагогическое сопровождение.

Координатор – член междисциплинарной команды специалистов

Роль координатора по инклюзии в междисциплинарной команде. Направления и алгоритм деятельности координатора и специалистов психолого-педагогического сопровождения в процессе включения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в образовательный процесс.

 

Роль в междисципли-

нарной команде

Направление деятельности

Алгоритм деятельности

(возможные конкретные шаги)

«Разработчик стратегии»

В сотрудничестве с участниками междисциплинарной команды специалистов дошкольной организации и родителями:

- анализирует потребности детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, поступивших вдошкольную организацию;

- в зависимости от этих потребностей - определяет стратегию поддержки, организационные и содержательные задачи, стоящие перед администрацией дошкольной организацией и педагогическим коллективом в отношении конкретного ребенка с ОВЗ, ребенка с инвалидностью и его семьи;

- совместно с ведущими для каждого конкретного ребенка специалистами сопровождения (психологом, дефектологом, логопедом, тьютором, социальным педагогом) координатор выделяет и анализирует основные долговременные и кратковременные цели в развитии ребенка;

- планирует работу службы психолого-педагогического сопровождения и свою в отношении конкретного ребенка;

- формулирует стратегию психолого-педагогического сопровождения конкретного ребенка и его семьи в дошкольной организации;

- оценивает эффективность сопровождения.

При поступлении ребенка с ОВЗ или ребенка с инвалидностью в дошкольную организацию:

1. Изучает документацию, сопровождающую поступление ребенка с ОВЗ или ребенка с инвалидностью в дошкольную организацию:

- медицинскую карту;

-психолого-педагогические характеристики от специалистов, ранее осуществлявших коррекционно-развивающую и образовательную работу с ребенком;

- заключение ТОПМПК, рекомендации по условиям обучения и воспитания ребенка, режиму пребывания в образовательном учреждении (если есть);

2. Организует собеседование с родителями - совместно с заведующим или старшим воспитателем в дошкольной организации, заключение соглашения о сотрудничестве.

3. Формирует «мини-команду» специалистов, которые будут работать с ребенком и его семьей в соответствии с рекомендациями ТОПМПК или по запросу родителей (воспитатель группы, помощник воспитателя, педагог-психолог, дефектолог, логопед, тьютор (если есть в штате), проводит рабочую встречу «мини-команды» для совместного анализа имеющейся информации о ребенке и его семье, предварительного планирования действий на адаптационный период.

4. Организует деятельность основных педагогов и специалистов сопровождения в адаптационный период пребывания ребенка в дошкольной организации, наблюдение и целенаправленную диагностику с целью выявления возможностей и затруднений ребенка, подбор адекватного возможностям ребенка и семьи режима пребывания в дошкольной организации, образовательной стратегии и тактики(важно – длительность периода адаптации у различных детей может быть разная, необходимо обсудить это с родителями).

5. Организует следующую встречу «мини-команды» (в рамках деятельности ПМПк дошкольной организации), совместно с родителями, заведующим дошкольной организации и специалистами анализирует результаты диагностики, прохождения ребенком адаптационного периода, разрабатывает (или поручает разработать) индивидуальный образовательный план (индивидуальную программу развития).

6. Совместно со старшим воспитателем, руководителями структурных подразделений составляет сетку занятий индивидуальных и групповых коррекционных занятий для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.

7. Курирует реализацию стратегии и тактики, проведение конкретных мероприятий по сопровождению ребенка и его семьи.

8. Организует сбор и анализ материалов, иллюстрирующих динамику продвижения ребенка, качество реализации образовательной и коррекционно-развивающей программ.

Руководитель (член) ПМПк

Осуществляет координацию взаимодействия сотрудников дошкольной организации – членов ПМПк (воспитателей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, помощников воспитателя - тьюторов, педагогов дополнительного образования по необходимости, администрации) при подготовке к консилиуму;

участвует в планировании и работе заседаний ПМПк по детям с ООП;

- принимает участие в составлении индивидуального образовательного маршрута (плана) для детей с ОВЗ, его реализации в рамках ДОУ, организует работу ПМПк по анализу деятельности в рамках индивидуального образовательного маршрута (ИПР), при необходимости – его пересмотру для отдельных воспитанников;

Будучи руководителем ПМПк:

1. Согласовывает с сотрудниками дошкольной организации о режиме и форме проведения ПМПк.

2. Готовит приказ о деятельности ПМПк образовательного учреждения, утверждает у заведующего дошкольной организации состав участников ПМПк, изменения в графике работы или функциональных обязанностях сотрудников дошкольной организации.

3. Извещает администрацию и сотрудников дошкольной организации о дате проведения заседаний ПМПк.

4. Извещает родителей о дате проведения ПМПк по их ребенку, приглашает на встречу (если есть необходимость).

5. Ведет (или поручает вести определенному сотруднику) отчетную и текущую документацию.

6. Знакомит специалистов с формой ведения документации (педагогическое представление, заключения логопеда, дефектолога, психолога – первичное, динамическое, итоговое).

7. Разрабатывает общую стратегию, соединяет основные блоки в индивидуальном образовательном маршруте (плане) для ребенка с ОВЗ (необходимая поддержка, адаптация и усвоение адаптированной образовательной программы, развитие социальной компетентности, показатели достижений и т.д.)

8. Курирует выполнение индивидуального образовательного маршрута, посещает групповые занятия, коррекционно-равивающие занятия, координирует взаимодействие основных педагогов и специалистов сопровождения (учителя и тьютора, дефектолога и психолога, воспитателя и логопеда и т.д.).

 

Координатор взаимодействия с родителями

Анализирует намерения семьи ребенка в области его образования и дальнейшей жизни;

совместно со специалистами сопровождения конкретизирует пожелания родителей к режиму пребывания в  дошкольной организации, содержанию и формам коррекционно-развивающей работы;

устанавливает отношения взаимного сотрудничества, разделения ответственности  дошкольной организации и семьи за развитие ребенка, его социализацию.

 

 

1. На первом собеседовании разъясняет родителям возможности образовательного учреждения в плане оказания образовательных услуг и психолого-педагогической поддержки.

2. Заключает  о Договор между родителями и  дошкольной организацией.

3. Приглашает родителей на заседание ПМПк по разработке индивидуального образовательного маршрута.

4. Доводит до сведения родителей расписание занятий ребенка, согласовывает режим пребывания ребенка в дошкольной организации и организацию психолого-педагогического сопровождения, включая коррекционно-развивающие занятия.

5. Извещает родителей о возможном времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, приглашает на тренинги, собрания, «Родительскую школу» и другие мероприятия.

6. Сообщает родителям (или поручает другим сотрудникам) о возможных изменениях в расписании коррекционно-развивающих занятий, изменениях в нагрузке и т.д. (принятых по решению ПМПк).

7. Анализирует «обратную связь» - мнение о ходе адаптации ребенка в дошкольной организации, темпах и путях его дальнейшего развития, эмоциональном состоянии самих родителей. Анализирует запрос семьи, привлекает внутренние и внешние ресурсы для поддержки семьи (если есть необходимость).

 

 

Предоставление информации

Собирает, анализирует и передает необходимую информацию для педагогов, родителей, администрации

1. Информирует педагогический коллектив и администрацию дошкольной организации о состоянии дел по данному направлению на уровне дошкольной организации, района, округа, города и т.д.

2. Доводит до сведения родителей и администрации решения ПМПк.

3. Предоставляет администрации, родителям, педагогам информацию о возможных внутренних и внешних ресурсах по их запросу.

Поиск ресурсов

Анализирует запрос и имеющиеся «внутренние» ресурсы, необходимые для создания доступной, развивающей образовательной среды.

Совместно с другими представителями администрации и специалистами дошкольной организации занимается вопросами обеспечения учащихся (воспитанников) дополнительным оборудованием и дидактическими материалами.

Анализирует запрос педагогов и родителей на «внешние» ресурсы – методическая, юридическая, медицинская поддержка, дополнительные реабилитационные услуги и т.д.

Координирует взаимодействие с «внешними» партнерами дошкольной организации по ответу на имеющийся запрос.

 

 

1. Совместно со старшим воспитателем, руководителями структурных подразделений (группы)определяет необходимость

- методической поддержки педагогов;

- методического обеспечения (образовательных программ, дидактических материалов, компьютерных программ и т.д.);

- тех или иных помещений, дополнительного специального оборудования;

2. Определяет возможность и меру использования или привлечения дополнительных ресурсов в самой дошкольной организации:

- организует взаимодействие основных педагогов, воспитателей со специалистами психолого-педагогического сопровождения (психологом, дефектологом, логопедом, социальным педагогом, тьютором);

- стимулирует (или сам принимает участие как специалист) написание единого («сквозного») календарно-тематического планирования;

- организует методические встречи «мини-групп» специалистов по разработке и адаптации дидактических материалов, пособий;

- совместно со старшим воспитателем подбирает необходимое программное обеспечение для решения актуальных образовательных задач;

- организует переоборудование, «зонирование» (выделение рабочей и игровой зоны, зон для индивидуальной, подгрупповой, групповой работы и т.д.) имеющихся помещений.

4. Организует взаимодействие со специалистами «внешних» организаций (например, междисциплинарный консилиум, консультацию юриста, специалистов по коррекционно-развивающей работе и реабилитации, тренинги для педагогов, родителей, детей, и т.д.).

 

 

Поддержка

Оказывает всестороннюю поддержку всем участникам образовательного процесса.

Привлекает возможные ресурсы для оказания поддержки.

Совместно и по решению администрации дошкольной организации поощряет инициативных сотрудников.

1. Осуществляет организационное и методическое консультирование педагогов и специалистов сопровождения.

2. Консультирует родителей.

3. Устанавливает взаимодействие с социальными партнерами, организует или принимает участие в мероприятиях, способствующих оказанию поддержки всем участникам образовательного процесса в дошкольной организации.

 

  1. Структура деятельности междисциплинарной команды специалистов по определению индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, ребенка с инвалидностью.
  2. На самых начальных этапах необходима встреча с родителями ребенка с ОВЗ, ребенка с инвалидностью для понимания специалистами, какие цели и результаты, видят родители для своего ребёнка, чего они ждут от будущего, как соотносят сформулированные ими ожидаемые цели и свой собственный вклад в достижение этих целей.
  3. На следующем этапе необходима комплексная психолого педагогическая диагностика и оценка возможностей и затруднений ребенка:
  1. Далее необходимо формулирование долговременных целей и их иерархии.
  1. Формулирование задач по их достижению, определение стратегии их достижения в условиях инклюзивного обучения:
  1. Документация, сопровождающая пребывание ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в дошкольной организации.

Координатор по инклюзии – осуществляет анализ деятельности специалистов по реализации индивидуального образовательного маршрута (плана).

Компонент этой деятельности – ведение документации, сопровождающей пребывание ребенка в образовательном учреждении, отражающей организацию и содержание образовательной, коррекционно-развивающей работы, динамику «движения» ребенка, степень его адаптации и развития, психолого-педагогическое сопровождение родителей воспитанников, другие направления работы каждого специалиста.

  1. Взаимодействие с социальными партнерами

 «Социальное партнерство» – внутриведомственное и межведомственное взаимодействие учреждений как в системе государственного и негосударственного сектора в образовании, так и медицинских учреждений, учреждений социального обеспечения, социальной и творческой реабилитации, отвечающих за абилитацию и реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья. Особое значение имеет взаимодействие дошкольной организации, с общественными организациями, продвигающими и защищающими идеи инклюзивного образования, отстаивающими права людей с ограниченными возможностями здоровья на полноценное образование и жизнь вообще.

Задача координатора по инклюзии дошкольной организации – найти и проанализировать информацию об основных направлениях деятельности социальных партнеров, организовать взаимодействие для максимального использования тех ресурсов, которые предлагают социальные организации для поддержки всех участников образовательного процесса.

  1. Взаимодействие с родителями

Одной из важных задач деятельности координатора по инклюзии является организация взаимодействия с родителями воспитанников, установление с ними отношений сотрудничества, взаимной поддержки и разделения ответственности в процессе обучения и воспитания их ребенка в образовательном учреждении.

Органы государственной власти создают условия, обеспечивающие возможность родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  1. выбирать образовательное учреждение (с учетом медицинского заключения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);
  2. выбирать формы получения образования (с учетом медицинского заключения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);
  3. присутствовать при обследовании ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждать результаты обследования, знакомиться с заключением и оспаривать его в центральной (городской) психолого-медико-педагогической комиссии и в суде;
  4. участвовать в разработке и реализации индивидуального учебного плана, индивидуальных программ воспитания и обучения;
  5. посещать по согласованию с администрацией образовательного учреждения занятия в соответствующем образовательном учреждении в целях участия в процессе воспитания и обучения лица с ограниченными возможностями здоровья;
  6. получать консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья по месту получения им образования, а также в психолого-медико-педагогических комиссиях и учреждениях, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь;
  7. участвовать в управлении образовательным учреждением…»

Стратегия деятельности координатора и всей междисциплинарной команды в зависимости от ступени образованиядошкольное образовательное учреждение.

Формы взаимодействия с родителями в дошкольной организации в зависимости от этапа включения образовательного учреждения в проект:

Подготовительный – просвещение родителей по вопросам инклюзивного образования, проведение родительских собраний, тренингов, индивидуальных и групповых консультаций, информирование и организация обсуждения вопросов, связанных с развитием инклюзивного образования на сайте образовательного учреждения (если есть) или в «уголках родителей». Здесь администрации и педагогам важно дать родителям «обычных» детей высказать свое мнение, сориентировать их в вопросах, которые ранее не обсуждались, «развеять мифы» о тех или иных особенностях детей с ОВЗ, снять эмоциональное напряжение и сопротивление, вызванное недостаточной информированностью.

Адаптационный – когда дошкольную организацию посещает небольшое количество детей с нарушениями развития или такие дети находятся в определенном структурном подразделении дошкольной организации – группы компенсирующей направленности. На этом этапе важно не только уделять внимание родителям «особых» детей, но и организовывать и поддерживать движение родителей «навстречу» друг другу, организовывать их взаимодействие и взаимоподдержку. Родители вместе с детьми находятся на занятиях, могут проконсультироваться у специалиста (психолога, дефектолога, воспитателя) по тем или иным волнующим вопросам, а специалист, в свою очередь, организует их взаимодействие. Проводятся совместные праздники, общие дела, связанные с благоустройством детского сада. По договоренности с семьей «особого» ребенка, проводятся индивидуальные и групповые консультации, посвященные разрешению той или иной проблемы, связанной с его развитием, адаптацией в дошкольной организации. Проводятся психотерапевтические группы детско-родительского взаимодействия (совместная игровая группа для детей и родителей), группы встреч или клубы общения для родителей, родительские собрания в форме тренинга и т.д.

Этап полного включения – как правило, на этом этапе реализуются уже показавшие свою эффективность формы взаимодействия с родителями – это могут быть регулярные праздники, психотерапевтические группы и т.д. Здесь важно, что с самого первого дня посещения «особым» ребенком детского сада устанавливаются партнерские отношения с его родителями. Вместе со специалистами семья ребенка определяет наиболее комфортный режим пребывания ребенка в детском саду, особенности и этапы образовательной и коррекционно-развивающей работы, оценивает динамику развития ребенка, создает такие условия дома и в дошкольной организации, которые бы максимально способствовали его социализации.

Основные задачи координатора при этом:

  1. четко понимать запрос родителей на тот или иной вид помощи (а в некоторых случаях – помогать его сформулировать);
  2. координировать деятельность специалистов психолого-педагогического сопровождения в рамках их компетенции, связанную с взаимодействием с родителями;
  3. находить и рационально распределять необходимые для этого ресурсы как в самом учреждении, так и вне его;
  4. помогать администрации и педагогам организовывать те или иные мероприятия от поиска помещения и времени для индивидуальной консультации или групповой работы в самой дошкольной организации до организации обучающих семинаров и тренингов с привлечением специалистов из других учреждений.

 

                                                     

Приложение к приказу № 90/3 от 29.08.2016 г.  Об утверждении порядкаорганизации деятельности координатора по инклюзии

 

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАТОРА

ПО ИНКЛЮЗИИ

 

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок разработан для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Солнышко» комбинированного вида» (далее –  дошкольная организация) на основанииКонституции РФ, Федерального закона от 29.12.2012г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», УказаПрезидента Российской Федерации от01.06.2012 № 761 «О национальнойстратегии действий в интересах детей на 2012-2017  годы»,  письма Минобрнауки  РФ  от  07.06.2013г.  № ИР-535/07  «О  коррекционном  и инклюзивном  образовании  детей»,   письма  Минобразования  РФ  от 16.04.2001г.  №  29/1524-6  «О  концепции  интегрированного  обучения  лиц  с ограниченными  возможностями  здоровья  (со  специальными образовательными  потребностями)»,  письма  Минобразования  РФ  от 16.01.2002г.  №  03-51-5ин/23-03  «Об  интегрированном  воспитании  и обучении  детей  с  отклонениями  в развитии  в  ДОУ»,  письма  Минобрнауки РФ  от  18.04.2008г.  №  АФ-150/06  «О  создании  условий  для  получения образования  детьми  с  ОВЗ .

1.2. Настоящий Порядок регулирует деятельность координатора по инклюзии.

1.3. Выполнять функции координатора по инклюзии в дошкольной организации может только специалист из числа административного или педагогического персонала, обладающий управленческой культурой, включающей аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты, имеющий высшее педагогическое образование,знает основы специальной психологии и дефектологии (коррекционной педагогики), имеет опыт практической педагогической деятельности, владеет организационными умениями, умениями, связанными с поиском, анализом, отбором и передачей информации, умеет работать с нормативной документацией, обладает высокой личностной и коммуникативной культурой, понимает важность организации координационной работы в области инклюзивного образования не только для коллектива образовательного учреждения, но и для собственного профессионального развития.

1.4. Функции координатора по инклюзии в дошкольной организации может выполнять один специалист, или несколько - когда функции координатора делят между собой несколько специалистов.

1.5.  Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся в соответствии с изменениями в законодательстве, принимаютсяпедагогическим советом, утверждается руководителем дошкольной организации.

  1. Основные понятия положения

Координатор по инклюзии – специалист,обеспечивающий в условиях инклюзивной практики взаимодействие всех субъектов инклюзивного образовательного процесса.

  1. Цель и основные задачи деятельности координатора по инклюзии в дошкольном образовательном учреждении

Основная цель в работе координатора является обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования.

Основные задачи деятельности координатора с точки зрения нормативной компетентностной модели деятельности педагога, дающей общее представление о том, что должно быть сделано для достижения наилучших результатов:

  1. Поддержка деятельности администрации в направлении развития инклюзивной культуры в учреждении, формировании инклюзивных ценностей, философии и идеологии в педагогическом, ученическом и родительском коллективах, «укладности» образовательного учреждения;
  2. Участие в осуществлении инклюзивной политики, определении стратегии и тактики деятельности педагогического коллектива в области инклюзивного образования;
  3. Планирование, реализация и анализ конкретных шагов администрации по развитию инклюзивной практики в образовательном учреждении;
  4. Поддержка инклюзивной практики: организация условий для инновационной деятельности конкретных педагогов – учителей, воспитателей, специалистов психолого-педагогического сопровождения;
  5. Поиск необходимых ресурсов как «внутри» образовательного учреждения, так и «вне» его;
  6. Планирование, реализация и мониторинг конкретных шагов педагогического коллектива по включению «особых» детей в группу сверстников и в образовательный процесс, оценку адаптации и динамики развития;
  7. Координация взаимодействия в междисциплинарной команде специалистов психолого-педагогического сопровождения, в том числе участников психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения;
  8. Регулирование взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, поддержка отношений сотрудничества и взаимопомощи;
  9. Организация взаимодействия с родителями учащихся (воспитанников);
  10. Координация взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами – учреждениями и организациями, связанными в единую систему инклюзивных образовательных учреждений или заинтересованными в развитии идей и поддержке инклюзивного образования.
  11. Компетенция координатора по инклюзии:

Координатор по инклюзии должен знать и понимать:

  1. содержание международных, федеральных, городских и муниципальных законодательных актов, и нормативных документов, касающихся вопросов соблюдения прав ребенка, людей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, образования, инклюзивного образования;
  2. содержание основных образовательных программ дошкольного уровня, содержание программ специальных (вспомогательных) образовательных учреждений разных видов; содержание и программы государственных образовательных стандартов; современные подходы в области совершенствования образования – компетентностный, деятельностный, личностноориентированный, средовой и др.
  3. содержание и формы организации управления и методической (если есть – экспериментальной) работы в образовательном учреждении;
  4. примерное содержание и формы, возможные направления деятельности различных специалистов психолого-педагогического сопровождения (психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога, тьютора), педагогов дополнительного образования, в том числе их функциональные обязанности в образовательном учреждении;
  5. примерное содержание, формы, возможные направления деятельности педагогических работников – воспитателей дошкольных групп, учителей начальных классов и учителей-предметников, воспитателей групп продленного дня в школах, в том числе их функциональные обязанности в образовательном учреждении;
  6. особенности проявлений тех или иных нарушений физического и (или) психического развития у детей различных возрастов, особенности условий образовательной среды, необходимых для успешной адаптации детей с определенными нарушениями в образовательном учреждении;
  7. структуру и алгоритм разработки и оформления документации, сопровождающей включение детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в образовательный процесс, в том числе – индивидуального образовательного маршрута;
  8. структуру и алгоритм оформления документации специалистов психолого-педагогического сопровождения; нормативные документы и локальные акты, регламентирующие деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении;
  9. алгоритм разработки образовательной стратегии в дошкольной организации, мониторинга деятельности педагогического коллектива по направлению «инклюзивное образование»;
  10. возможности современных информационно-коммуникационных технологий, пользоваться ими при поиске необходимой информации, обработке данных мониторинга, организации методической и просветительской работы;
  11. примерное содержание, формы и направления деятельности учреждений и общественных организаций, связанных в единую систему инклюзивных образовательных учреждений или заинтересованных в развитии идей и поддержке инклюзивного образования;
  12. алгоритм осуществления взаимодействия с учреждениями, являющимися «внешними» социальными партнерами дошкольной организации по направлению «инклюзивное образование», в том числе – формы планирования взаимодействия, статистического и содержательного отчета о деятельности дошкольной организации в данном направлении.

Координатор по инклюзии должен уметь:    

  1. проектировать работу педагогического коллектива в области инклюзии, учитывая данные системного анализа состояния дошкольной организации;
  2. выстраивать совместно со специалистами дошкольной организации индивидуальный образовательный маршрут в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ и детей с инвалидностью в зависимости от его актуальных возможностей и потребностей, с учетом запросов его семьи, а также имеющихся в образовательном учреждении «внутренних» и «внешних» ресурсов;
  3. осуществлять мониторинг деятельности специалистов дошкольной организации в области включения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в образовательную среду на основе динамики развития как «особых» детей, так и их «обычных» сверстников;
  4. оформлять необходимую документацию;
  5. координировать взаимодействие между всеми участниками междисциплинарной команды специалистов психолого-педагогического сопровождения, воспитателями, учителями и прочими сотрудниками, в том числе – членов ПМПк дошкольной организации; обоснованно направлять профессиональную деятельность коллег;
  6. устанавливать и координировать взаимодействие педагогического коллектива и родителей, поддерживать отношения доверия и сотрудничества;
  7. координировать взаимодействие администрации и сотрудников дошкольной организации со специалистами из других образовательных учреждений, общественных организаций; грамотно формулировать запрос к «внешним» организациям, планировать совместную деятельность;
  8. эффективно взаимодействовать с администрацией дошкольной организации, другими членами коллектива, родителямивоспитанников, представителями других организаций, включая руководящие органы;
  9. определять приоритеты в работе и эффективно распоряжаться своим временем, особенно в отношении соблюдения баланса между выполнением административных обязанностей, осуществлением основной деятельности (коррекционно-развивающей работой психолога, дефектолога, логопеда) и собственным профессиональным развитием;
  10. использовать в работе современные информационно-коммуникационные технологии.
  11. Основные сферы и технологии деятельности координатора по инклюзии в дошкольной организации

Управленческая деятельность.

 

Этапы включения дошкольной организации в инклюзивную практику

Направления деятельности администрации и педагогического коллектива

Подготовительный

Координатор по инклюзии обсуждает необходимость и возможность включения дошкольной организации в работу по развитию инклюзивного образования с администрацией и коллективом дошкольной организацией. Вместе с администрацией оценивает возможности и дефициты, существующие в образовательном учреждении. Сотрудники дошкольной организации проходят обучение (курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию, включаются в систему повышения профессиональной компетенции - обучающие семинары и т.д.)

Организуется просвещение и подготовка родительского и детского коллектива – родительские собрания, консультации, тренинги для родителей, учащихся.

Формируется междисциплинарная команда специалистов образовательного учреждения, поддерживающих идеи инклюзии, заинтересованных в реализации этих идей в своей профессиональной деятельности.

Осуществляется подготовка материальной базы – установка дополнительных приспособлений для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью (оборудование пандусов, лифтов, туалетов, игровых зон, кабинетов специалистов и т.д.)

Устанавливается сотрудничество с учреждениями, имеющими опыт в инклюзивном образовании, общественными организациями и другими социальными партнерами

Адаптационный

Осуществляется включение в образовательный процесс одного или нескольких детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.

Ведется работа по объединению сотрудников в междисциплинарную команду – тренинги командного взаимодействия, методические объединения.

Взаимодействие координатора с ПМПк дошкольной организацией, в содержание деятельности ПМПк добавляется работа по определению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (индивидуальных программ развития) для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.

Заключаются Договора о сотрудничестве с ТОМПК. Сотрудники дошкольной организации активно включаются в работу по повышению профессиональной компетенции в области обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.

Апробируются имеющиеся или разрабатываются новые организационные и содержательные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в условиях единой образовательной среды

Ведется работа по разработке или апробации имеющейся документации сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью.

Осуществляется оценка и переоценка имеющихся ресурсов в дошкольной организации, поиск дополнительных ресурсов как в самом учреждении, так и вне его.

Ведется работа с родителями и воспитанниками по формированию инклюзивной культуры, взаимопомощи между «особыми» и «обычными» детьми (тренинги, воспитательные мероприятия); специалисты дошкольной организации ведут консультирование родителей.

Полное включение

В образовательном учреждении создаются все условия, способствующие наиболее полной адаптации и социализации «особых» и «обычных» детей.

Администрация дошкольной организации с координатором по инклюзии поддерживает инклюзивную культуру, определяет стратегию развития дошкольной организации в данном направлении.

Педагогический коллектив готов к приему детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, действует междисциплинарная команда специалистов психолого-педагогического сопровождения. Разработаны и используются технологии психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Поддерживается доступная, развивающая образовательная среда.

Ведется активная работа по методическому сопровождению обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей с инвалидностью– разрабатываются и апробируются дидактические материалы, адаптируется содержание образовательных программ, разрабатываются и апробируются инновационные формы, методы, технологии работы педагогов.

Результаты инновационной деятельности коллектива публикуются в печатных и интернет-изданиях.

Коллектив дошкольной организации принимает активное участие в деятельности профессионального сообщества педагогов, реализующих инклюзивную практику, сотрудники обмениваются опытом как в рамках методических объединений в дошкольной организации, так и вне его (участвуя в методических объединениях, мероприятиях, организованных Городским и (или) Окружным ресурсным центром по развитию инклюзивного образования, по собственной инициативе повышают профессиональную компетентность ).

Координатор в качестве члена административной группы принимает активное участие в следующих направлениях деятельности администрации:

  1. Развитие инклюзивной культуры в дошкольной организации, формирование инклюзивных ценностей, философии и идеологии в педагогическом, детском и родительском коллективах, «укладности» дошкольной организации. Координатор помогает заведующему дошкольной организации в обеспечении понимания всеми участниками образовательного процесса необходимости и возможности совместного обучения (воспитания) детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников, проводит разъяснительную работу с педагогами и родителями, если необходимо - организует работу по пониманию инклюзивных ценностей среди воспитанниковдошкольной организации;
  2. осуществление инклюзивной политики, определение стратегии и тактики деятельности педагогического коллектива в области инклюзивного образования, планирование, реализация и анализ конкретных шагов по данному направлению деятельности. Координатор должен стремиться (посредством активного сотрудничества с старшим воспитателем в дошкольной организации) обеспечить одинаковое внимание ко всем детям и эффективное использование имеющихся для этой цели ресурсов;
  3. поддержка развитияинклюзивной практики. Организация условий для инновационной деятельности конкретных педагогов: воспитателей, специалистов психолого-педагогического сопровождения (расписание, методическое и материально-техническое обеспечение), обеспечение междисциплинарного, «командного» подхода в решении вопросов о содержании, формах, методах и приемах обучения, коррекционно-развивающей работы.
  4. Оказаниепрофессиональной поддержки и мотивировании своих коллег, как в плане распространения примеров эффективной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, так и в плане организационных задач. К последним следует отнести:

- поиск необходимых ресурсов как «внутри»дошкольной организации, так и «вне» его;

- мониторинг (оценка), анализ и пересмотр конкретных шагов педагогического коллектива по включению «особых» детей в группу сверстников, в образовательный процесс, их успешной адаптации и развитию, а в конечном итоге – социализации;

 - организация взаимодействия с родителями воспитанников, установление с ними отношений сотрудничества, взаимной поддержки и разделения ответственности в процессе обучения и воспитания их ребенка в дошкольной организации.

Реализуя данные виды деятельности, координатор осуществляет следующие конкретные шаги:

  1. изучает и анализирует законодательные акты и другие нормативные документы различных уровней управления, касающиеся инклюзивного образования, по мере необходимости предоставляет информацию о регламентирующих документах заведующему и педагогическому коллективу дошкольной организации;
  2. собирает информацию о научных исследованиях и научно-методических разработках в области инклюзивного образования, по необходимости предоставляет информацию заведующему и педагогическому коллективу дошкольной организации;
  3. анализирует информацию об имеющемся практическом опыте в области инклюзивного образования – как отечественного, так и зарубежного, по мере необходимости предоставляет информацию заведующему и педагогическому коллективу дошкольной организации;
  4. принимает личное участие, организует различные мероприятия по формированию инклюзивной культуры (педагогические советы, совместные обсуждения, методические объединения, тренинги командного взаимодействия и т.д.);
  5. осуществляет совместное планирование деятельности педагогического коллектива в направлении развития инклюзии в самой дошкольной организации: совместно со старшим воспитателем, педагогическими работниками структурных подразделений составляет сетку занятий, индивидуальный режим посещения дошкольной образовательной организации детьми с ограниченными возможностями здоровья и определяет нагрузку воспитателей, специалистов сопровождения; анализирует рациональность использования рабочего времени сотрудников и имеющейся материальной базы (помещений, пособий, оборудования и т.д.); планирует и организует проведение мероприятий по повышению профессиональной компетентности;
  6. совместно с заведующим дошкольной организации проводит мониторинг деятельности в области развития инклюзивной практики (при этом могут оцениваться качество образовательной среды, динамика развития детей с ОВЗ, детей с инвалидностью и «нормативных» детей, качественные показатели профессиональной компетентности специалистов дошкольной организации и др.);
  7. на основе анализа состояния дел в дошкольной организации совместно с заведующим разрабатывает стратегию дальнейшего развития дошкольной организации;
  8. по запросу администрации или сотрудников дошкольной организации приглашает специалистов из органов управления образования, других образовательных учреждений и общественных организаций для решения актуальных проблем, касающихся психолого-педагогического сопровождения интегративного (инклюзивного) процесса в дошкольной организации;
  9. помогает педагогам в описании опыта практической инновационной деятельности в режиме инклюзивного образования, информирует и помогает участвовать в конкурсах профессионального мастерства различных уровней (окружных, городских, региональных и др.);
  10. по запросу органов управления образования формирует статистические и качественные отчеты о ходе работы по включению детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в образовательный процесс.

Стратегия работы координатора как руководителя по инклюзии.

  1. регулярные совещания руководителя с подчиненными;
  2. открытость в отношениях между руководителями и подчиненными;
  3. вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
  4. делегирование руководителем ряда полномочий своим подчиненным;
  5. участие рядовых работников, как в планировании, так и в осуществлении организационных решений;
  6. создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений;
  7. предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации) разрабатывать те или иные проблемы, формулировать новые идеи и т.п., внося, тем самым, вклад в развитие инновационных процессов.
  8. мотивирование педагогов, в режиме инновационной профессиональной деятельности

6.Психолого-педагогическое сопровождение.

Координатор – член междисциплинарной команды специалистов

Роль координатора по инклюзии в междисциплинарной команде. Направления и алгоритм деятельности координатора и специалистов психолого-педагогического сопровождения в процессе включения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в образовательный процесс.

 

Роль в междисципли-

нарной команде

Направление деятельности

Алгоритм деятельности

(возможные конкретные шаги)

«Разработчик стратегии»

В сотрудничестве с участниками междисциплинарной команды специалистов дошкольной организации и родителями:

- анализирует потребности детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, поступивших вдошкольную организацию;

- в зависимости от этих потребностей - определяет стратегию поддержки, организационные и содержательные задачи, стоящие перед администрацией дошкольной организацией и педагогическим коллективом в отношении конкретного ребенка с ОВЗ, ребенка с инвалидностью и его семьи;

- совместно с ведущими для каждого конкретного ребенка специалистами сопровождения (психологом, дефектологом, логопедом, тьютором, социальным педагогом) координатор выделяет и анализирует основные долговременные и кратковременные цели в развитии ребенка;

- планирует работу службы психолого-педагогического сопровождения и свою в отношении конкретного ребенка;

- формулирует стратегию психолого-педагогического сопровождения конкретного ребенка и его семьи в дошкольной организации;

- оценивает эффективность сопровождения.

При поступлении ребенка с ОВЗ или ребенка с инвалидностью в дошкольную организацию:

1. Изучает документацию, сопровождающую поступление ребенка с ОВЗ или ребенка с инвалидностью в дошкольную организацию:

- медицинскую карту;

-психолого-педагогические характеристики от специалистов, ранее осуществлявших коррекционно-развивающую и образовательную работу с ребенком;

- заключение ТОПМПК, рекомендации по условиям обучения и воспитания ребенка, режиму пребывания в образовательном учреждении (если есть);

2. Организует собеседование с родителями - совместно с заведующим или старшим воспитателем в дошкольной организации, заключение соглашения о сотрудничестве.

3. Формирует «мини-команду» специалистов, которые будут работать с ребенком и его семьей в соответствии с рекомендациями ТОПМПК или по запросу родителей (воспитатель группы, помощник воспитателя, педагог-психолог, дефектолог, логопед, тьютор (если есть в штате), проводит рабочую встречу «мини-команды» для совместного анализа имеющейся информации о ребенке и его семье, предварительного планирования действий на адаптационный период.

4. Организует деятельность основных педагогов и специалистов сопровождения в адаптационный период пребывания ребенка в дошкольной организации, наблюдение и целенаправленную диагностику с целью выявления возможностей и затруднений ребенка, подбор адекватного возможностям ребенка и семьи режима пребывания в дошкольной организации, образовательной стратегии и тактики(важно – длительность периода адаптации у различных детей может быть разная, необходимо обсудить это с родителями).

5. Организует следующую встречу «мини-команды» (в рамках деятельности ПМПк дошкольной организации), совместно с родителями, заведующим дошкольной организации и специалистами анализирует результаты диагностики, прохождения ребенком адаптационного периода, разрабатывает (или поручает разработать) индивидуальный образовательный план (индивидуальную программу развития).

6. Совместно со старшим воспитателем, руководителями структурных подразделений составляет сетку занятий индивидуальных и групповых коррекционных занятий для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.

7. Курирует реализацию стратегии и тактики, проведение конкретных мероприятий по сопровождению ребенка и его семьи.

8. Организует сбор и анализ материалов, иллюстрирующих динамику продвижения ребенка, качество реализации образовательной и коррекционно-развивающей программ.

Руководитель (член) ПМПк

Осуществляет координацию взаимодействия сотрудников дошкольной организации – членов ПМПк (воспитателей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, помощников воспитателя - тьюторов, педагогов дополнительного образования по необходимости, администрации) при подготовке к консилиуму;

участвует в планировании и работе заседаний ПМПк по детям с ООП;

- принимает участие в составлении индивидуального образовательного маршрута (плана) для детей с ОВЗ, его реализации в рамках ДОУ, организует работу ПМПк по анализу деятельности в рамках индивидуального образовательного маршрута (ИПР), при необходимости – его пересмотру для отдельных воспитанников;

Будучи руководителем ПМПк:

1. Согласовывает с сотрудниками дошкольной организации о режиме и форме проведения ПМПк.

2. Готовит приказ о деятельности ПМПк образовательного учреждения, утверждает у заведующего дошкольной организации состав участников ПМПк, изменения в графике работы или функциональных обязанностях сотрудников дошкольной организации.

3. Извещает администрацию и сотрудников дошкольной организации о дате проведения заседаний ПМПк.

4. Извещает родителей о дате проведения ПМПк по их ребенку, приглашает на встречу (если есть необходимость).

5. Ведет (или поручает вести определенному сотруднику) отчетную и текущую документацию.

6. Знакомит специалистов с формой ведения документации (педагогическое представление, заключения логопеда, дефектолога, психолога – первичное, динамическое, итоговое).

7. Разрабатывает общую стратегию, соединяет основные блоки в индивидуальном образовательном маршруте (плане) для ребенка с ОВЗ (необходимая поддержка, адаптация и усвоение адаптированной образовательной программы, развитие социальной компетентности, показатели достижений и т.д.)

8. Курирует выполнение индивидуального образовательного маршрута, посещает групповые занятия, коррекционно-равивающие занятия, координирует взаимодействие основных педагогов и специалистов сопровождения (учителя и тьютора, дефектолога и психолога, воспитателя и логопеда и т.д.).

 

Координатор взаимодействия с родителями

Анализирует намерения семьи ребенка в области его образования и дальнейшей жизни;

совместно со специалистами сопровождения конкретизирует пожелания родителей к режиму пребывания в  дошкольной организации, содержанию и формам коррекционно-развивающей работы;

устанавливает отношения взаимного сотрудничества, разделения ответственности  дошкольной организации и семьи за развитие ребенка, его социализацию.

 

 

1. На первом собеседовании разъясняет родителям возможности образовательного учреждения в плане оказания образовательных услуг и психолого-педагогической поддержки.

2. Заключает  о Договор между родителями и  дошкольной организацией.

3. Приглашает родителей на заседание ПМПк по разработке индивидуального образовательного маршрута.

4. Доводит до сведения родителей расписание занятий ребенка, согласовывает режим пребывания ребенка в дошкольной организации и организацию психолого-педагогического сопровождения, включая коррекционно-развивающие занятия.

5. Извещает родителей о возможном времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, приглашает на тренинги, собрания, «Родительскую школу» и другие мероприятия.

6. Сообщает родителям (или поручает другим сотрудникам) о возможных изменениях в расписании коррекционно-развивающих занятий, изменениях в нагрузке и т.д. (принятых по решению ПМПк).

7. Анализирует «обратную связь» - мнение о ходе адаптации ребенка в дошкольной организации, темпах и путях его дальнейшего развития, эмоциональном состоянии самих родителей. Анализирует запрос семьи, привлекает внутренние и внешние ресурсы для поддержки семьи (если есть необходимость).

 

 

Предоставление информации

Собирает, анализирует и передает необходимую информацию для педагогов, родителей, администрации

1. Информирует педагогический коллектив и администрацию дошкольной организации о состоянии дел по данному направлению на уровне дошкольной организации, района, округа, города и т.д.

2. Доводит до сведения родителей и администрации решения ПМПк.

3. Предоставляет администрации, родителям, педагогам информацию о возможных внутренних и внешних ресурсах по их запросу.

Поиск ресурсов

Анализирует запрос и имеющиеся «внутренние» ресурсы, необходимые для создания доступной, развивающей образовательной среды.

Совместно с другими представителями администрации и специалистами дошкольной организации занимается вопросами обеспечения учащихся (воспитанников) дополнительным оборудованием и дидактическими материалами.

Анализирует запрос педагогов и родителей на «внешние» ресурсы – методическая, юридическая, медицинская поддержка, дополнительные реабилитационные услуги и т.д.

Координирует взаимодействие с «внешними» партнерами дошкольной организации по ответу на имеющийся запрос.

 

 

1. Совместно со старшим воспитателем, руководителями структурных подразделений (группы)определяет необходимость

- методической поддержки педагогов;

- методического обеспечения (образовательных программ, дидактических материалов, компьютерных программ и т.д.);

- тех или иных помещений, дополнительного специального оборудования;

2. Определяет возможность и меру использования или привлечения дополнительных ресурсов в самой дошкольной организации:

- организует взаимодействие основных педагогов, воспитателей со специалистами психолого-педагогического сопровождения (психологом, дефектологом, логопедом, социальным педагогом, тьютором);

- стимулирует (или сам принимает участие как специалист) написание единого («сквозного») календарно-тематического планирования;

- организует методические встречи «мини-групп» специалистов по разработке и адаптации дидактических материалов, пособий;

- совместно со старшим воспитателем подбирает необходимое программное обеспечение для решения актуальных образовательных задач;

- организует переоборудование, «зонирование» (выделение рабочей и игровой зоны, зон для индивидуальной, подгрупповой, групповой работы и т.д.) имеющихся помещений.

4. Организует взаимодействие со специалистами «внешних» организаций (например, междисциплинарный консилиум, консультацию юриста, специалистов по коррекционно-развивающей работе и реабилитации, тренинги для педагогов, родителей, детей, и т.д.).

 

 

Поддержка

Оказывает всестороннюю поддержку всем участникам образовательного процесса.

Привлекает возможные ресурсы для оказания поддержки.

Совместно и по решению администрации дошкольной организации поощряет инициативных сотрудников.

1. Осуществляет организационное и методическое консультирование педагогов и специалистов сопровождения.

2. Консультирует родителей.

3. Устанавливает взаимодействие с социальными партнерами, организует или принимает участие в мероприятиях, способствующих оказанию поддержки всем участникам образовательного процесса в дошкольной организации.

 

  1. Структура деятельности междисциплинарной команды специалистов по определению индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, ребенка с инвалидностью.
  2. На самых начальных этапах необходима встреча с родителями ребенка с ОВЗ, ребенка с инвалидностью для понимания специалистами, какие цели и результаты, видят родители для своего ребёнка, чего они ждут от будущего, как соотносят сформулированные ими ожидаемые цели и свой собственный вклад в достижение этих целей.
  3. На следующем этапе необходима комплексная психолого педагогическая диагностика и оценка возможностей и затруднений ребенка:
  1. Далее необходимо формулирование долговременных целей и их иерархии.
  1. Формулирование задач по их достижению, определение стратегии их достижения в условиях инклюзивного обучения:
  1. Документация, сопровождающая пребывание ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в дошкольной организации.

Координатор по инклюзии – осуществляет анализ деятельности специалистов по реализации индивидуального образовательного маршрута (плана).

Компонент этой деятельности – ведение документации, сопровождающей пребывание ребенка в образовательном учреждении, отражающей организацию и содержание образовательной, коррекционно-развивающей работы, динамику «движения» ребенка, степень его адаптации и развития, психолого-педагогическое сопровождение родителей воспитанников, другие направления работы каждого специалиста.

  1. Взаимодействие с социальными партнерами

 «Социальное партнерство» – внутриведомственное и межведомственное взаимодействие учреждений как в системе государственного и негосударственного сектора в образовании, так и медицинских учреждений, учреждений социального обеспечения, социальной и творческой реабилитации, отвечающих за абилитацию и реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья. Особое значение имеет взаимодействие дошкольной организации, с общественными организациями, продвигающими и защищающими идеи инклюзивного образования, отстаивающими права людей с ограниченными возможностями здоровья на полноценное образование и жизнь вообще.

Задача координатора по инклюзии дошкольной организации – найти и проанализировать информацию об основных направлениях деятельности социальных партнеров, организовать взаимодействие для максимального использования тех ресурсов, которые предлагают социальные организации для поддержки всех участников образовательного процесса.

  1. Взаимодействие с родителями

Одной из важных задач деятельности координатора по инклюзии является организация взаимодействия с родителями воспитанников, установление с ними отношений сотрудничества, взаимной поддержки и разделения ответственности в процессе обучения и воспитания их ребенка в образовательном учреждении.

Органы государственной власти создают условия, обеспечивающие возможность родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  1. выбирать образовательное учреждение (с учетом медицинского заключения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);
  2. выбирать формы получения образования (с учетом медицинского заключения и (или) заключения (рекомендаций) психолого-медико-педагогической комиссии);
  3. присутствовать при обследовании ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждать результаты обследования, знакомиться с заключением и оспаривать его в центральной (городской) психолого-медико-педагогической комиссии и в суде;
  4. участвовать в разработке и реализации индивидуального учебного плана, индивидуальных программ воспитания и обучения;
  5. посещать по согласованию с администрацией образовательного учреждения занятия в соответствующем образовательном учреждении в целях участия в процессе воспитания и обучения лица с ограниченными возможностями здоровья;
  6. получать консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья по месту получения им образования, а также в психолого-медико-педагогических комиссиях и учреждениях, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь;
  7. участвовать в управлении образовательным учреждением…»

Стратегия деятельности координатора и всей междисциплинарной команды в зависимости от ступени образованиядошкольное образовательное учреждение.

Формы взаимодействия с родителями в дошкольной организации в зависимости от этапа включения образовательного учреждения в проект:

Подготовительный – просвещение родителей по вопросам инклюзивного образования, проведение родительских собраний, тренингов, индивидуальных и групповых консультаций, информирование и организация обсуждения вопросов, связанных с развитием инклюзивного образования на сайте образовательного учреждения (если есть) или в «уголках родителей». Здесь администрации и педагогам важно дать родителям «обычных» детей высказать свое мнение, сориентировать их в вопросах, которые ранее не обсуждались, «развеять мифы» о тех или иных особенностях детей с ОВЗ, снять эмоциональное напряжение и сопротивление, вызванное недостаточной информированностью.

Адаптационный – когда дошкольную организацию посещает небольшое количество детей с нарушениями развития или такие дети находятся в определенном структурном подразделении дошкольной организации – группы компенсирующей направленности. На этом этапе важно не только уделять внимание родителям «особых» детей, но и организовывать и поддерживать движение родителей «навстречу» друг другу, организовывать их взаимодействие и взаимоподдержку. Родители вместе с детьми находятся на занятиях, могут проконсультироваться у специалиста (психолога, дефектолога, воспитателя) по тем или иным волнующим вопросам, а специалист, в свою очередь, организует их взаимодействие. Проводятся совместные праздники, общие дела, связанные с благоустройством детского сада. По договоренности с семьей «особого» ребенка, проводятся индивидуальные и групповые консультации, посвященные разрешению той или иной проблемы, связанной с его развитием, адаптацией в дошкольной организации. Проводятся психотерапевтические группы детско-родительского взаимодействия (совместная игровая группа для детей и родителей), группы встреч или клубы общения для родителей, родительские собрания в форме тренинга и т.д.

Этап полного включения – как правило, на этом этапе реализуются уже показавшие свою эффективность формы взаимодействия с родителями – это могут быть регулярные праздники, психотерапевтические группы и т.д. Здесь важно, что с самого первого дня посещения «особым» ребенком детского сада устанавливаются партнерские отношения с его родителями. Вместе со специалистами семья ребенка определяет наиболее комфортный режим пребывания ребенка в детском саду, особенности и этапы образовательной и коррекционно-развивающей работы, оценивает динамику развития ребенка, создает такие условия дома и в дошкольной организации, которые бы максимально способствовали его социализации.

Основные задачи координатора при этом:

  1. четко понимать запрос родителей на тот или иной вид помощи (а в некоторых случаях – помогать его сформулировать);
  2. координировать деятельность специалистов психолого-педагогического сопровождения в рамках их компетенции, связанную с взаимодействием с родителями;
  3. находить и рационально распределять необходимые для этого ресурсы как в самом учреждении, так и вне его;
  4. помогать администрации и педагогам организовывать те или иные мероприятия от поиска помещения и времени для индивидуальной консультации или групповой работы в самой дошкольной организации до организации обучающих семинаров и тренингов с привлечением специалистов из других учреждений.

 


Вы здесь: Инклюзивное образование Приказ об утверждении порядка организации деятельности по инклюзии Порядок организации деятельности координатора по инклюзии
Новости
Прокрутить влево
Прокрутить вправо
Полезная информация
  • Министерство образования и науки Российской ФедерацииМинистерство образования и науки Российской Федерации
    Сайт минобрнауки.рф
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    Сайт fcior.edu.ru
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсов
    Сайт school-collection.edu.ru
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсамЕдиное окно доступа к образовательным ресурсам
    Сайт window.edu.ru
  • Российское образование Федеральный порталРоссийское образование Федеральный портал
    Сайт edu.ru
  • Президент Российской ФедерацииПрезидент Российской Федерации
    Сайт kremlin.ru
  • Правительство Российской ФедерацииПравительство Российской Федерации
    Сайт government.ru
  • МЧС РоссииМЧС России
    Сайт mchs.gov.ru
  • МВД Российской ФедерацииМВД Российской Федерации
    Сайт mvd.ru
  • Электронное Правительство России ГосУслугиЭлектронное Правительство России ГосУслуги
    Сайт gosuslugi.ru
  • Равные возможности образованияРавные возможности образования
    Сайт znaem-mozhem.ru
    Меню сайта
     
 Главная  Карта сайта  Для слабовидящих  Вверх
© 2016 - 2019 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Солнышко» комбинированного вида»
Сайт solnyshko1.ru является официальным сайтом детского сада №1 «Солнышко»
Электронная почта detsad@solnyshko1.ru является официальной электронной почтой детского сада №1 «Солнышко»
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International.
Ограничение по возрасту: 18+ | Сегодня: 21 ноября 2019 года, четверг
Яндекс.Метрика Сайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации
Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта.
Прокрутить вверх
Прокрутить вниз